Туркмения – родина Заратуштры  

Археологи любят поражать наше воображение. То обнаружат стоянку свифтовских йэху, то скелет живородящего динозавра, то второй Вавилон где-то в Тибете, то цивилизацию не менее древнюю, чем Шумер и Египет.

НА БЕРЕГУ РЕКИ МУРГАБ
Искать родину основателя первой из мировых религий начали почти сразу же после второй мировой войны, когда еще Белоруссия, Украина и весь запад России лежали в развалинах. Неужели у Политбюро не было более важных забот, кроме как выделять деньги на раскопки в пустыне?

Ответ прост: СССР стал великой державой, и у нас должно было быть все самое-самое, в том числе и самое древнее. В учебник истории СССР спешно вписывались Херсонес и Боспорское царство, даже Урарту. Экспедиции по всей стране, а особенно в славную древностями Среднюю Азию организовывались каждый сезон. Основную их “интеллектуальную силу” составляли студенты-историки, среди которых в 1955 году и оказался наш герой - Виктор Сарианиди, тогда - первокурсник кафедры археологии Ташкентского университета. Студенты орудовали скребками и щеточками, а шурфы и траншеи для них рыли либо бывшие десятиклассники, не попавшие в институты, либо бывшие зеки.

Никто, конечно, не знал, что в самом конце сезона наткнутся на пятую, кроме известных уже четырех - Египта, Месопотамии, Китая и Индии, - колыбель мировой цивилизации. Правда, веселые и деятельные в начале сезона землекопы постепенно становились хмурыми. Температура воздуха доходила до 45 - 47 градусов в тени. Все закончилось взрывом - были брошены лопаты и носилки, послышались требования расчета, кто-то уже кричал из палатки: “Здесь пустыня, здесь нет прокуроров!”, кто-то демонстративно чистил охотничье ружье...

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ…
...да несчастье помогло. Видя, что экспедиция благополучно разваливается, ее “интеллектуальные силы” вульгарно напились и, больные наутро, порешили, что “гори оно все синим пламенем”, сели в старенький “Урал-ЗИС”, поехали за барханы проветриться и... открыли один из центров Маргуша, цитадель Яз тепе. Ее скрывал самый высокий бархан.

Яз тепе был, видимо, одним из военных и ремесленных центров могущественного государства - среди богатой керамики и разнообразного бронзового оружия нашли только одно украшение - золотую серьгу. Но вот что это было за государство? Тогда исследователи могли об этом только гадать.

Обозначить примерные границы этой терра инкогнита стало возможно лишь после того, когда в 1969 году советско-афганская экспедиция обнаружила в Северном Афганистане еще один памятник той же культуры, названный Тилля тепе. Он стал известен открытием там великолепных царских захоронений античного времени, но блеск золота не смог затмить научной ценности находок. Такая же, как и в Яз тепе, платформа сырцового кирпича, а на ней - здание размером 36 на 28 метров, окруженное стеной с башнями. В здании были два зала с такими же, как и в Маргиане, колоннами и алтарем в главном зале. Судя по остаткам золы, это был храм Огня - святилище предков зороастрийцев. Близкие памятники были обнаружены в Кучук тепе в Узбекистане и в Восточном Иране.

Итак, территория древней страны уже была примерно известна, а вот описанной и признанной научной общественностью экономики, быта, культуры у нее пока еще не было. Чтобы открыть эту страну по-настоящему, нужно было обнаружить столицу. А ее не было на палеополитических картах - были один региональный центр и один религиозный и два небольших городища.

ЭЛЬДОРАДО ПУСТЫНЬ
Политически государство Маргуш было союзом племен, принадлежность к каждому из которых уже практически не зависело от родовых связей, а определялось “пропиской” и экономикой еще больше, чем в Южной Туркмении. Очевидно, что племена пользовались широкой внутренней хозяйственной и правовой автономией, но в любом случае должен был существовать некий координационный центр -- совет старейшин или вождей, хотя бы для организации отражения набегов внешних врагов. Кроме того, именно в эту эпоху бронза начала вытеснять кремний из хозяйственного обихода, но и за кремнием, и за оловом, и за медью нужно было организовывать далекие многочисленные, а следовательно хорошо организованные и охраняемые, экспедиции в горы, что предполагало по крайней мере военное единоначалие.

Однако места заседаний этого координационного центра или пребывания военных вождей в долине Теджена обнаружить не удалось. Вопрос о столице страны оставался открытым.

ОТКРЫТИЕ СТРАНЫ МАРГУШ
Столицу нашли в дельте уже не Теджена, а Мургаба, которая начала в массовом порядке заселяться на рубеже III - II тысячелетий до нашей эры. И опять повезло “паладину” Маргуша - Виктору Сарианиди. В полевой сезон 1974 года его заинтересовал холм, называемый местными чабанами Гонур тепе - Серый холм. Стоило сделать всего несколько шагов по нему, чтобы убедиться, что поверхность вновь открытого памятника буквально усыпана тысячами обломков посуды, но только с вершины холма можно было оценить все масштабы открытия. Археологи поднимались с бугра на бугор, и все они были усыпаны черепками такой же керамики, что и в маленьких городищах. А вот настоящий квартал гончаров, десятки керамических печей, расположенных на окраине поселения. Казалось, что вот она, граница древнего города, но за ровной низиной - вновь возвышения и опять россыпи драгоценных находок. Целый мегаполис бронзового века! Но если это столица, то это в первую очередь центр власти, резиденция совета, выборного вождя, монарха или что там еще. Место пребывания этой административной структуры или же личности и ее аппарата должно быть обособлено как от поселений простолюдинов, так и от культовых построек, сколь бы демократичной религия ни была.

На одном из холмов Тоголока была найдена крепость, построенная не на искусственной платформе, как памятники Яз тепе и Тилля тепе, а на естественном, крупнейшем из возвышений, то есть была изначально задумана как доминирующая над остальными холмами и поселениями. Размеры ее поражают: полтора гектара, обнесенные стенами и башнями по углам. Кроме того, этот прямоугольник четко ориентирован по сторонам света. А внутри него еще один - меньший. Там комплекс явно нежилых зданий. А внутри него залы, выбеленные алебастром, лишенные какой-нибудь хозяйственной утвари, однако пригодные для временных, но многолюдных собраний типа сессий парламентов нашего времени. Кроме того, такой комплекс не мог быть построен силами нескольких семей, здесь необходим организованный труд тысяч людей, а принудить их к этому может лишь власть, то есть государство.

Итак, столица - центр власти, найдена. Но там, где власть, там и богатство, ведь она всегда хочет выпендриться - чем-нибудь эдаким украсить себя. Следовательно, в окрестностях комплекса должны быть обнаружены и “столичные” предметы быта, более утонченные и “одухотворенные”, чем провинциальные. Они тоже нашлись.

Еще за несколько лет до раскопок столицы “паладин” Маргианы шел вечером в лагерь расстроенным - ничего за день найти не удалось... Но вдруг обернулся - что-то сверкнуло в песке. Это был талисман с изображением быка или овцебыка в окружении змей и драконов. И началось! Археологи - люди азартные, вслед за шефом студенты перекопали окрестности несколько раз и делали это не один год, то есть сезон. И не зря - амулеты были единственным свидетельством духовной жизни людей, письменность которых не сохранилась. Но именно отсутствие знаков и не позволило Сарианиди “стукнуть кулаком по столу в Евросоюзе” и уверенно заявить об открытии пятой цивилизации.

Но не только амулеты из камня и бронзы изготовляли древние. Поклоняясь огню, они устраивали пышные церемонии, где в окружении храмовых служек шли навстречу друг другу два жреца, один с ритуальным бронзовым топором, а второй с булавой, чтобы встретиться у горящего алтаря. Огонь был священным, телами умерших его нельзя было осквернять, и маргианцы не кремировали своих умерших, а хоронили в земле в позе спящих детей - руками под щеку и с согнутыми в коленях ногами или в алебастровых склепах.

Но что же делали священники у алтаря? Во всех религиях мира здесь принято курить фимиам. И в огонь действительно лили что-то. Но не только в огонь лили жрецы священную жидкость, они использовали ее еще и для внутреннего употребления!

Они пили напиток хаому, который готовился так: зерна мака, конопли и веточки “эфедры интермедиа” - хвойного кустарника, содержащего алкалоид эфедрин и в наши времена растущего в предгорьях Копетдага, - тщательно перетирались в ступках, затем надолго замачивались, к настою добавлялись кислое молоко и проросший ячмень, все это бродило, потом многократно цедилось до получения жидкости с прозрачностью первоклассного самогона. Доказательства этого - окаменевшие споры мака и волокна хвои, найденные экспертами биофака МГУ в ритуальных ступках, раскопанных в Маргиане.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЗАРАТУШТРА?
Но при чем здесь легендарный Зороастр-Заратуштра? При том, что, по мнению многих исследователей, он был столь же реален, как все остальные религиозные авторитеты - Моисей, Иисус, Магомет, Кальвин и патриарх Никон. И родился он, возможно, именно в Маргиане на рубеже

II - I тысячелетий до нашей эры, как раз в тот момент, когда культура этой страны достигла наивысшего расцвета, то есть пользовался амулетами и пил из священных сосудов, сделанных порой из дорогостоящих раковин, доставленных с берегов Индийского океана. И при этом он не проповедовал “на ровном месте” - за ним был опыт предыдущих языческих верований. Как предполагается, Заратуштра был сыном потомственного высшего жреца, одного из тех, кто нес булаву или топор. Он не создал идеи поклонения огню, он только систематизировал и модифицировал верования, существовавшие за тысячи лет до него.

Кто бы ни был Заратуштра, он первым выдвинул идею единого бога, а из нее родились и христианство, и постулат всех естественных наук о единстве материи... И эта мысль родилась в Маргиане, которая действительно была недостающим “пятым элементом” в системе связей древних цивилизаций Шумера и Египта, “учениками” которых были Финикия и Греция, с Востоком - Бактрией и Китаем, по Великому шелковому пути, и караванными тропами - с югом, с древнеиндийской хараппской цивилизацией. Археология - наука все-таки точная...

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ МАРГИАНЫ
Когда Виктор Сарианиди делал доклад об истории Маргианы в Лейденском университете, в течение трех часов ему пытались доказать, что открытое им - всего лишь “караван-сарай”, и ничего более. Но у Маргианы было чем ответить - раскопанные уже в наше время амулеты с изображением крылатых львов с головой змеи и... практически точными копиями греческих театральных комических и трагических масок, только пяти сантиметров в диаметре. Эти изделия были названы маскаронами. Потрогать их своими руками и были приглашены европейские авторитеты. Тут уж профессиональная заинтересованность возобладала над европейским снобизмом, и западные археологи выехали на раскопы. Лучше бы они этого не делали...

Система работы западных археологов такова, что они стремятся “распаковать” нетронутые захоронения. Это часто приводило к тому, что обученные в Кембридже “археологи” ограничиваются поисками прежде всего изделий из драгметаллов, а отъехать куда-нибудь за другой бархан не желают. Поэтому и обнаруживают только цацки, а не цивилизации.

Юнона КИРИЛЛОВА.
Журнал "ОГОНЕК" (Россия), 06.03.2001 г.


К Статьям и публикациям



Hosted by uCoz