Так зарождался туркменский театр  

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Возникновение и развитие национальной культуры народа в общем и театра в частности можно представить как жизнь и рост могучего дерева. Мы видим его ствол, ветви, любуемся его цветением, можем даже сосчитать листья и плоды. Но невозможно проследить работу его неисчислимых корней, больших и малых, могучих и скромных, тончайшими волосками уходящих во тьму земли и времени. Цветущая культура наших дней уходит корнями в недра веков, чтобы соками глубин поить наше сегодняшнее искусство.

Широко известно, что театральное искусство возникло на заре человеческой культуры. Памятники архаического изобразительного искусства, обнаруженные на территории Туркменистана, запечатлели сцены охоты, где люди в звероподобных масках имитируют движения животных. Таким образом, уже в те далекие времена зародились первоначальные формы перевоплощения человека в другие образы. Если обратиться к «Авесте», то увидим, что при выполнении культовых обрядов уже складывались элементы театрализации. Религиозные церемонии обычно проходили в храмах у огня, молитвы читались торжественно, чтение сопровождалось ритмическими движениями. Исполнение этих сложных песнопений требовало специальных исполнителей-жрецов (читай актеров).

Почему во всем мире, во всех театрах перед началом спектакля гасят свет? К чему такая короткая «ночь»? Если мы, благодаря дару воображения, перенесемся во времена язычества и окажемся у пылающего костра, то мы будем знать, что возжигание костра - это способ человека вернуть ушедшее за горизонт солнце. В те времена разыгрываемое действие у костра, а позднее в храмах, символизировало, по языческому представлению, именно возвращение солнца.

В эпоху античности искусство актера поднялось до уровня выразителя духовного мира человека - его радостей, горя, веселья. Декоративные маски, статуэтки изображали женщин-танцовщиц, музыкантов. На ритонах встречаются изображения актеров-мимов. Китайские хроники, памятники изобразительного искусства, труды греческих и римских авторов приводят сведения о выступлении певцов, музыкантов, актеров, танцовщиц из Парфии.

На серебряной чаше эпохи средневековья изображены фрагменты из пьесы Еврипида «Силен». Трудно полагать, что, делая эту чашу, мастер читал пьесу, так как текст вряд ли мог сохраниться на территории Центральной Азии до этого времени. Рисунки на чаше наводят на мысль, что художник был воодушевлен зрительными впечатлениями. Средневековые авторы дают описание календарных народных праздников, которые проходили как театрализованные представления.

Проникновение арабов на время приостановило развитие театрального искусства на территории Туркменистана, на то был ряд объективных причин.

Начиная с X века, театральные представления вновь возрождаются. В туркмено-сельджукском государстве давали представления комедианты, играли музыканты, исполнялись песни и танцы. В XII веке у туркмен часто разыгрывалась такая сцена: в одном из своих походов на туркмен-сельджуков византийский император Алексей, у которого заболела нога, вынужден был сделать остановку. Недуг императора стал темой насмешливой пантомимы, изображающей болезнь императора и ее лечение докторами.

Историк С.Агаджанов сообщает также о театрализованном действе у туркмен-салыров, переселившихся из Серахса в китайскую провинцию Синьцзян в 1370 году. Обычно на свадьбах они разыгрывали сцену, изображающую переезд их родоначальника Карамана на белом верблюде. Двое из актеров надевали вывернутую шерстью наружу шубу, изображая верблюда. Третий играл самого Карамана.

Следующий этап становления уже собственно театральных форм относится к эпохе широкого распространения эпического творчества туркменского народа.

Туркменский эпос развивался веками. Чтобы запомнить и передать его, требовалось большое исполнительское мастерство. Этому обучали, так как искусство рассказчика включало элементы драматургии и сложный вокал. Эпос читался нараспев, в приподнятой эмоциональной манере - это было своеобразным средством воплощения образа героя. Сказители-импровизаторы всегда творили перед лицом слушателей и как бы вовлекали их в свое театральное действо. То есть слушатель, оценивая искусство, которое рождалось на его глазах, активно участвовал в творческом процессе. Поэтому народ так любил сложное искусство исполнителей эпоса. Эпос, богатый сюжетами и сценическими формами, способствовал созданию первых национальных спектаклей. Жесты, мимика, изображение сказителями целых сцен из любимых народом произведений формировали элементы национальной театральной культуры и драматургии.

Хранителями литературного наследства и распространителями его в народных массах были бахши, занимавшие значительное место в жизни туркмен. Бахши - одновременно и певец, и музыкант, и поэт, и рассказчик, и хранитель народной мудрости. Говорят, бахши удостаивался всеобщего признания и уважения с того дня, вернее, ночи, когда послушать его прилетал... соловей. Экзамен, как видим, серьезный. Планка высока.

Имена знаменитых бахши долго хранятся в памяти народа. Туркмены не отождествляли тот или иной период своей истории с именами шахов и эмиров, как это было в Хиве, Бухаре или Коканде. Прошлое у туркмен нередко определялось по именам прославленных бахши: «Это было, - скажет пастух или дайханин, - когда Еген-Ораз-бахши еще не закончил петь свои песни» или: «Еще Курбан-бахши только брал уроки у Анна-Назара», или этим определялось время события, так как каждый туркмен хорошо знал, когда именно Курбан-бахши проходил ученичество у Анна-Назара или когда Еген-Ораз-бахши выронил свой дутар. Существует хронологическая таблица прославленных бахши. Открывает этот список имя легендарного Героглы - главного героя великого эпоса туркменского народа, бывшего, по преданию, богатырем и музыкантом.

Изустную, но уже драматургию, представляли собой айтысы. Эти диалоги были популярны среди восточных поэтов. На айтысы собиралось много слушателей-зрителей, превращая диалог в своеобразный поединок - состязание поэтов в находчивости, остроумии, в знании жизни и поэтического отражения мира.

Историк Джувейни, живший в XIII веке, в своей «Истории мирозавоевателя» приводит пример «огненного айтыса», подтверждающий наши рассуждения об истоках и предпосылках театрального искусства туркменского народа. Имеется в виду то событие, которое произошло в 1147 году во время осады туркмено-сельджукским султаном Санджаром города Хазараспа. Поэт Ватват, укрывающийся за стенами крепости, и поэт Энвери, находившийся в свите султана Санджара, обменялись стихами при помощи пущенных поверх крепостных стен горящих стрел, надо полагать, с тем, чтобы пламенные стрелы можно было отличить от тысяч других. Это был гневный разговор двух поэтов, сейчас врагов; они адресовали друг другу «огненные стихи», читали их, отвечали: это был диалог. Диалог - термин театральный.

Со времен средневековья у многих народов появился тип актера - народного забавника. В Туркменистане их называли масгарабазами или оюнбашами. Искусство этих актеров, сходное в общих чертах, обладало в то же время национальным своеобразием, которое выражалось в образном языке этих разноплеменных оюнбашей, в склонности к тому или иному виду творчества - от имитаторов до канатоходцев.

Мне довелось своими глазами видеть живых масгарабазов летом 1952 года. Я был свидетелем их прихода в колхоз им. Жданова Марыйского района. До сих пор меня не покидает впечатление от этой встречи. Масгарабазы проделывали тогда удивительные трюки и фокусы, ловко жонглировали острыми ножами, пролезали сквозь немыслимо узкие обручи. Но самым поразительным был номер с тельпеками (шапками). Добровольцы клали свои тельпеки вдоль дороги в двух-трех метрах друг от друга, а артист с завязанными глазами, мастерски исполняя каскад фляков, подбрасывал, вернее, при поворотах буквально «выстреливал» их в небо. Тут поражали и спортивная ловкость, и точный расчет, но главное - мы видели вознесение вверх последнего, седьмого тельпека, когда в небе волчком еще вертелся первый взлетевший тельпек. В той программе масгарабазов были еще номера, когда оюнбаш исполнял сатирические куплеты, высмеивал бездельника, лентяя, «терьякеша», точно называя по имени одного из сельчан. И тогда сколько веселого шума, движений и смеха было вокруг.

Масгарабазы обладали свойством выражать в играх, шутках, смехе и ловкости кипучую силу человеческих страстей, радость земного бытия, ничем на свете не заглушимых.

Как видим, истоки и предпосылки зарождения театра у туркменского народа, конечно же, были. Младенчеством туркменского театрального искусства стали танцы, как проявление восторга бытия; игры - соблюдение правил; обряды и особенно свадебные, где элементы театрализации лучше всего сохранились и в количественном и качественном отношении.

Айтысы и эпосы предвещали собой хотя изустную, но уже драматургию. А раз есть пьеса и исполнители налицо, как не быть искусству театра.

Сохраняя культурные ценности, традиции, люди обращаются не только к современникам, но и к своим предкам. Отношение к традициям - есть отношение человека к своей истории. Поэтому освоение культурных традиций всегда предполагает истинно творческое осознание уже созданного.


Ренат ИСМАИЛОВ,
режиссер Русского театра им. А.С.Пушкина, заслуженный артист Туркменистана

Turkmenistan.Ru


К Работам и статьям (часть 2)



Hosted by uCoz