Право и обычаи Румского султаната  

Наряду с мусульманским обычным правом (шариатом) применялось и обычное право огузов — тюре. В. А. Гордлевский, со ссылкой на Языджиоглу Али, отмечает, что султан Алаэддин I хорошо знал это право, изложенное в «Огуз-намэ»,— мелочи придворного быта и гражданский суд были основаны на его указаниях . Хотя обычаи при дворе султанов Рума сформировались в основном под персидским влиянием, старый быт огузов наложил сильный отпечаток на их придворный быт. При вступлении султана на престол устраивался пир (шёлен), на котором беи племен занимали места за обрядовым столом согласно установленному обычаями огузов «местничеству»: по порядку племен правого и левого крыльев.

Каждый бей получал полагавшийся ему обычаем кусок жертвенного мяса из определенной части туши. Съедая его, беи как бы присягали султану . Барабан и знамя — символы власти Сельджукидов— перешли к ним от огузов .

Место аудиенции с султаном называлось капу (дверь, вход). Это шло от кочевого быта тюрок, когда знатные люди племени встречались сначала у входа в шатер племенного вождя, а затем уже входили внутрь. Название (но в арабско-персидском оформлении) перешло впоследствии и к османцам, у которых правительство именовалось Баб-ы Али (Высокая Порта, Высокая Дверь).

Как писал В. А. Гордлевский, «в самом султане долго жил кочевник» — на зиму султаны уходили кочевать к берегам Средиземного моря. Описывая бракосочетание султана Иззеддина Кей-Кзвуса I, Ибн Биби говорит о лестнице для -невесты, сделанной для того, чтобы ей удобней было сесть на верблюда. Это старый туркменский обычай устройства кеджебе — помоста на спине верблюда, на который садится невеста, закрытая покрывалом, при следовании в дом жениха.

Военная организация племенного ополчения также была занесена огузами и туркменами из Средней Азии: деление на правое и левое крылья; во главе отрядов стояли онбаши (десятники), эллибаши (пятидесятники), юзбаши (сотники) и т.д.

Источник: www.turkishfirst.com

Hosted by uCoz