Превращение Османской империи в мировую державу  

В первой половине XVI в. османские правители добились значительного расширения границ своей державы за счет новых территорий, завоеванных в Европе, Азии и Африке. Однако эти успехи дались им нелегко, они потребовали напряжения всех сил империи.

В самом начале XVI в. Османидам пришлось столкнуться с новым соперником на восточных границах. Им стало только что образовавшееся государство Сефевидов в Иране. Его основатель - шах Исмаил (1501-1524) первоначально опирался на военную поддержку тюркских племен, расселившихся преимущественно в Закавказье и в восточных районах Анатолии и находившихся под сильным влиянием таких край-них шиитских сект, как алй-иляхй (в переводе с персидского "обожествляющие Али"). Они получили в народе названий "кызылбашей", т.е. "красноголовых" за свои головные уборы с 12 красными полосками (свидетельство почитания 12 шиитских имамов). Для упрочения своих позиций Исмаил провозгласил шиизм государственным вероисповеданием во всей стране. Эта мера оправдалась, ибо к 1510 г. шах подчинил себе почти все земли, входившие ранее в состав государства Аккоюнлу. Укрепление власти Сефевидов в Иране не только ограничивало османскую экспансию на Среднем Востоке, но и представляло серьезную угрозу для внутреннего спокойствия Османской империи, где многие туркменские племена признали Исмаил а своим истинным правителем. С начала XVI в. в Анатолии усиливается волна народных выступлений, принимающих форму религиозных движений. В них ощущается влияние "еретических" идей кызылбашей. Их предводители часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении "скрытого имама" - Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы завоевать доверие народа. Стремясь ослабить своего грозного соседа, шах Исмаил активно поддерживал восстания в Анатолии, направляя туда своих многочисленных "халифе" (эмиссаров).
Чтобы ослабить влияние пропаганды в пользу Исмаила, османские власти уже в 1502 г. провели многочисленные аресты сторонников иранского шаха, часть кызылбашских племен переселили в Морею (Южная Греция), а другим запретили пересекать границу с Ираном. Но эти репрессии не имели заметного успеха. Одно из наиболее крупных восстаний кызылбашей произошло в 1511-1512гг. Во главе его стоял Карабыйиклы Хасан-халифс, выходец из туркменского племени текелю, называвший себя Шахкулу ("рабшаха", т.е. Исмаила), но более известный у местных властей как Шай-танкулу ("раб дьявола"). Первоначально, в апреле 1511 г. у Шахкулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших были освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола султанских властей. Отряды Шахкулу взяли город Анталья и осадили провинциальный центр - Кютахью. Отдельные группы восставших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шахкулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в боеспособности правительственным войскам. Шахкулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили на территорию Ирана.

Сын Баязида II Селим I (1512-1520), сместивший с престола с помощью янычар своего отца, начал правление с массовых репрессий против шиитов. Они вызвали ответные гонения против суннитов во владениях Сефевидов и привели к резкому обострению отношений между двумя державами. Вскоре соперничество Стамбула и Тебриза вылилось в длительную войну.

В 1514 г. в битве на Чалдыранской равнине близ г. Маку султанские войска, используя свое превосходство в артиллерии и других видах огнестрельного оружия, нанесли сокрушительное поражение иранцам. Затем они овладели столицей Сефевидов Тебризом, крупным торговым и ремесленным центром, но не смогли закрепиться в Иране и отошли в Анатолию. Оставляя Тебриз, они увели с собой около тысячи семей лучших местных ремесленников, которые были переселены в Стамбул. Согласно перемирию 1515 г., к Турции были присоединены некоторые районы Восточной Анатолии с г. Эрзурумом и северная часть Ирака Арабского с г. Мосулом.

После поражения Сефевидов у османских правителей остался лишь один соперник на мусульманском Востоке - империя мамлюкских султанов, включавшая Египет, Сирию, Палестину, ряд территорий в Северной Африке, а также вассальные государства в Киликии, на Верхнем Евфрате и в Аравии. Ее глава - султан Кансух аль-Гури, претендовавший на роль лидера мусульманского мира, активно поддерживал антиосманскую деятельность шаха Исмаила.

Летом 1516г. армия Селима I вторглась в Северную Сирию. Уже первые столкновения показали военно-техническую и тактическую отсталость войска мамлюков, которые были полностью разбиты турками в сражении у Мардж Дабика под Халебом. За поражением у Халеба последовал быстрый крах мамлюкского режима в Сирии и Палестине. Города, находившиеся на пути движения османской армии, не оказали ей никакого сопротивления. При подходе войск султана к столице Сирии Дамаску в нем вспыхнуло восстание устного населения против мамлкжских властей.

В Египте мамлюки оказывали туркам довольно упорное, но безуспешное сопротивление. В начале 1517 г. армия Селима I вступила в Каир. Мамлюкское войско отступило в Верхний Египет. Через некоторое время мамлюки были окончательно разгромлены. Их предводитель Туман-бей, выданный Селиму, был повешен в Каире. После завоевания Египта власть османского султана распространилась и на Хиджаз (Западную Аравию). В Каире Селим I получил ключи от храма Каабы в Мекке, считавшегося главным мусульманским святилищем. Возвращаясь из Египта, султан увез в Стамбул последнего аббасидского халифа ал-Мутаваккиля, жившего при дворе мамлюкских правителей, и основные атрибуты его власти - плащ пророка, знамя и другие священные реликвии.

Впоследствии сложилась легенда о передаче ал-Мутаваккилем титула и прерогатив халифа всех мусульман турецкому султану. На самом деле Селим I лишь включил в свою титулатуру почетное звание "служитель обоих священных городов", т.е. Мекки и Медины. Этот титул, а также обладание священными реликвиями значительно усилили претензии османских султанов на политическое верховенство в мусульманском мире.
С установлением османского господства в Сирии и Египте не произошло существенных изменений в земельных отношениях и в общественном строе этих стран. Арабские феодалы, поддерживавшие мамлюков во время войны с турками, были лишены своих владений. Зато те, кто выступили против мамлюков на стороне Селима I, значительно усилились, расширив свои владения за счет земель, отобранных у приверженцев мамлюков. Тимарная система не получила здесь широкого распространения. Лишь в Халебском округе конфискованные земли раздавались в качестве тимаров и зеаметов. Этот округ был превращен в военный плацдарм с готовой вооруженной силой для подавления восстаний сирийского населения против османских властей. После победы над мамлюками Селим I, получивший прозвище "Явуз" (Грозный), задумал еще один поход против Исмаила, чтобы окончательно разделаться с шахом.
Однако известие о новом восстании в Анатолии вынудило его изменить свои планы.

Выступление началось в районе Токата и Амасьи в 1519 г. Во главе движения встал шейх Джеляли. Объявив себя Махди, он собрал около 20 тыс. сторонников и во главе их двинулся на Токат. После напряженной борьбы отряды шейха были разбиты султанскими войсками, Джеляли попал в плен и был обезглавлен. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что имя Джеляли стало для них нарицательным: в официальных отчетах народные повстанцы стали называться "джеляли".
В годы правления Сулеймана I Великолепного (как называли его европейцы) (1520-1566) Османская империя достигла апогея своей военной мощи и славы. Вслед за завоеванием Египта турецкий флот захватил Родос (1522 г.), что позволило османским властям утвердить свое господство в восточном Средиземноморье. Развернув борьбу против крестовых походов испанцев и португальцев в Северной Африке и используя активность магрибинских корсаров во главе с братьями Барбаросса, османские султаны сумели распространит свою власть на все африканское побережье Средиземного моря вплоть до Марокко. В 1565 г. войска Сулеймана даже попытались захватить о. Мальту, однако эта экспедиция потерпела неудачу.
В Европе Сулейман вступил в ожесточенную борьбу с империей Габсбургов. Взятие Белграда и разгром венгерско-чешского войска под Мохачем (1526 г.) открыли туркам путь к завоеванию Венгрии. В 1529 г. османские войска были уже под стенами Вены и попытались овладеть австрийской столицей. Однако взять Вену им так и не удалось. По договору 1547 г. Венгрия оказалась разделенной между Габсбургской и Османской империями, в вассальную зависимость от султана попала Трансильвания, внутренняя автономия ранее подчиненных Молдавии и Валахии была значительно урезана.

На юге османские войска захватили все побережье Красного моря и достигли Йемена. В 1537 г. турки, снарядив большой флот, попытались изгнать из Индийского океана португальцев, наносивших большой ущерб торговле через Красное море; впрочем, этот план не имел успеха.

На востоке султан после ряда военных экспедиций, начавшихся с завоевания Багдада в 1534 г., вынудил иранского шаха Тахмаспа в 1555 г. согласиться на подписание мирного договора, по которому вся Западная Армения (бассейн озера Ван), Западная Грузия и Ирак с Багдадом отошли к Турции. В течение 46 лет своего правления Сулейман (который получил прозвище "Кануни" - "Законодатель") принимал участие в 13 военных кампаниях, из них 10 были проведены в Европе. Осада Вены, экспедиция к берегам Индии, попытка захвата Мальты - все эти события свидетельствовали о грандиозных планах новых завоеваний, посредством которых султан хотел превратить свою державу в мировую импе-рию. Население Османского государства, как полагают историки, достигло 25-30 млн. человек. В это время владения турецких султанов простирались на 7 тыс. км. с востока на запад и на 5 тыс. км с севера на юг, занимая территорию примерно в 8 млн. кв. км. Особенности экономической жизни. Подавляющее большинство (от 80 % до 90 %) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI в. эти отличия постепенно стирались и различные категории райи все более превращались в единую, феодально-зависимую и эксплуатируемую массу. Этот процесс вызывал сопротивление сельского населения, особенно тех его групп, чье социальное и имущественное положение стало ухудшаться.

Так, в 1526-1529 гг. произошел ряд восстаний, в которых наряду с крестьянами участвовали туркмен-ские и курдские племена. Наиболее мощное выступление произошло в районе Малатьи. Во главе недовольных встал новый "спаситель" - дервиш Календер. Восставшие, общая численность которых доходила до 30 тысяч, требовали отмены тяжелых налогов, наделения неимущих сельских жителей пахотной землей и пастбищами. Среди тех, кто примкнул к Календеру, было немало сипахи, чьи права были ущемлены в результате проведенной перерегистрации тимаров. Лишь после того, как удалось отколоть от восставших знать кочевых племен и сипахи, которым правительство обещало вернуть их держания, султанским войскам удалось справиться с отрядами Календера.

По законодательным актам и периодически проводившимся в XVI в. описям податного населения можно получить представление о состоянии земледелия и уровне жизни крестьян. Во внутренних райо-нах, особенно на равнинах Центральной Анатолии, деревенские жите-ли явно отдавали предпочтение посевам зерновых, причем пшеница и ячмень выступали в качестве едва ли не единственных культур. На морском побережье, вдоль больших рек и вблизи крупных городов хозяйства имели менее монокультурный и натуральный характер. Здесь крестьяне отводили большие площади под масличные, техниче-ские, садово-огородные культуры и виноград. Вместе с тем в силу неразвитости транспортных возможностей обширные сады и виноград-ники были отличительной чертой городов, а не деревень.

Однако в целом уровень развития производительных сил в сельском хозяйстве оставался низким. В полеводстве, по предположениям ученых, преобладало двухполье. Сельскохозяйственная техника была примитивной, наибольшее распространение имели деревянная соха, серп и т.п. Волы являлись главным видом рабочего скота. Крестьянское хозяйство имело натуральный характер. Большинство сельского населения удовлетворяло свои основные потребности в одежде, домашней утвари, питании не через рынок, а продуктами собственного производства. Деревенские жители выходили на рынок со своей продукцией, лишь когда им были необходимы деньги для уплаты налогов или покупки инвентаря.

Турецкие завоевания сопровождались огромным разрушением производительных сил в завоеванных странах. В конце XV - начале XVI в. по мере перенесения военных действий в более отдаленные районы и стабилизации внутреннего положения в стране хозяйственная жизнь в азиатских и европейских провинциях стала налаживаться, бежавшие в леса и горы тысячи крестьянских семей вернулись к мирному труду, увеличилась площадь обрабатываемых земель, возросло поголовье скота.

Данные описей податного населения показали заметное увеличение численности райятов на протяжении XVI в. Этот процесс имел важные экономические и социальные последствия. Распашка пригодной к обработке земли в ряде районов достигла своих физических пределов. Тем не менее расширение пахотных полей шло медленнее, чем росло население. В результате произошло уменьшение райятских наделов и повышение удельного веса среди деревенского населения холостых крестьянских юношей, лишенных возможности получить надел земли и завести семью. Хотя увеличение численности райи привело к расширению площади запашки и соответственному росту сборов зерновых, но в конечном итоге низкий уровень обработки почв и ограниченность ресурсов свободных земель определили возраставшую напряженность продовольственного баланса. Реакция крестьян на возникшие трудности была различной. Часть из них переходила от более высококачественных, но менее урожайных культур (пшеница) к менее качественным, но более урожайным (ячмень, просо, бобовые). Другая часть крестьян пыталась найти выход из сложившегося положения за счет переселения в города.

www.turkey-info.ru


К Работам и статьям (часть 2)



Hosted by uCoz