Якутский язык по грамматике принадлежит к огузской группе тюркских языков. Курыканы которые многими советскими учеными признаны предками саха, принадлежали к племенам теле, которых многие признают за огузские племена. В.В.Филиппов в докторской диссертации по морфологии якутского языка пишет, что народ саха среди кыпчакоязычных этносов Сибири единственным сохранил принадлежность к огузской группе, благодаря своей территории обитания. А.Джикиев от курыкан производит туркменское племя каркын. Описание лошади гулиганей в китайской летописи, напоминающего двугорбого верблюда А.П.Окладников связывал с ахалтекинской лошадью [Окладников, 1955]. После VII в. курыканы не упоминаются ни в каких документах, поэтому можно считать, что они мигрировали на Запад в составе огузского союза.
Самоназвание огузов принято выводить от одноименного слова в тюркских языках, обозначающего род, племя. Однако в тюркских языках есть и другое слово со значением бык. Так, П.А.Ойунский мифологическое выражение: "огус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу биhиги бу баарбыт"- ("те самые уранхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть"), связывал с огузами.
Огузы в орхонских текстах выступают как наиболее сильные противники древних тюрков. В других текстах огузы являются собственным народом Древнетюркского кагана. Возможно, слово огуз здесь применяется в качестве обозначения племен, входивших в состав тюркского каганата. В состав огузов могли входить как племена, составлявшие костяк Древнетюркского эля, так и подчиненные им племена теле, обьединенные вокруг уйгуров. Так упоминаются тогуз-огузы и сегиз-огузы. Потомками восьмиплеменных сегиз-огузов считается племя найманов, обитавший в XII в. в территории Монгольского Алтая [Айдаров, 1971, с. 111]. Огузы в состав телесского обьединения могли входить в качестве главенствующего племени: сеяньто, сун-уз, кыбыр, туба, курыкан, теленгет, бугу, байырку, тонгра, кун, сыгыр, хасар, айгыр, эдиз, байси [Каржаубай, с. 158].
По утверждению Ю.А.Зуева, уже в VIII в. огузы оказались на Западе. Но все-таки, часть теле-огузских племен осталась на своей прародине и позднее смешалась с монгольскими племенами, занявшими опустевшие земли. Остатками огузов в территории Центральной Азии можно считать алтайцев, среди которых этноним телеут, теленгит является преобладающим. Среди теле-огузских племен упоминаются дубо, их потомками считаются тувинцы. Другое название тувинцев сойот приводит к племени сйеяньто, также можно упомянуть саев в составе туркмен. От яньто производят йемеков – крупное тюркское племя, которых отождествляют с кимаками. Их можно считать предками йомудов, хотя Ю.А.Зуев в этом качестве видел племя Юй-мэй-хунь, упоминаемое в «Тамге лошадей из вассальных княжеств». Потомками огузских племен также считаются монгольские племена сальджиутов, связываемые с сельджуками и джалаиры, отождествляемые с яглакарами, династийным родом в составе уйгуров.
Огузов связывают с огурами, предками угорских народов. Так по мнению А.Н.Бернштама, ранней фонетической формой этнонима огуз был вариант с ауслатным – р (укер, уйгур) и только после VIII в. этноним получил нынешний фонетический облик (Атаниязов, 1988, с. 92). Многочисленные племена оногуров, кутригуров, утиргуров также считаются частью огурских племен. Их принято считать осколками гуннского союза племен, однако С.Г.Кляшторный их считает новой волной кочевников с Центральной Азии, появившихся в Восточную Европу в связи с усилением теле-огузов. Таким образом, названия огуз и огур сопоставляются, термин огуз на Западе под влиянием ротацизма превратился в огур, гур. Отсюда и этнонимы огуз и уйгур представляются синонимичными друг другу. Уйгуры сами себя в основном называют югур, что выглядит близким к этнониму угр, угорские народы. Тем более считается, что в этногенезе северо-алтайских народов принимали участие европеидные угорские племена.
Самоназвание саха еще с времен И.Страленберга производят от имени племени саков, обитавших от Алтая до Средней Азии. Напомню, что пустыни Туркмении вплоть до средневековья были местами обитания ираноязычных племен саков. Может поэтому среди туркменов, имеются родоплеменные подразделения под названиями сакав, сакавы, сакар, сахгар, сака, шаг¬ла. Название крупного якутского рода Наахара сопоставима с названием нократских серебряных булгаров, в сравнении у туркмен имеется племя нохурлы. Существует мнение, что нохурлы потомки ираноязычных аборигенов Туркмении, но преобладает мнение, что они потомки доогузского тюркского населения. Среди огузских племен упоминается племя нахурлы.
Еще Ф.Ф.Васильев поставил вопрос о возможной связи имени рода боро-ботун с самоназванием печенегов ит-беченг. Воинственные бетунцы составляли одну из крупных "волостей", т.е. племен саха к приходу русских. «Баджна» или «ит-беджене», т.е. печенеги как отдельное племя, наряду с канглы входили в состав кыпчаков и огузов.
Названия некоторых родов саха, видимо, восходят к названиям древне¬тюркских племен, которые затем составили огузский племенной союз, по¬том в составе огузов вошли в состав кыпчаков. Так, род саха Чакыр воз¬можно связан с родом туркмен и киргизов чакыр и чахырлы в Азербайджане. Имя рода уодэй сопоставимо и с родом турк¬менского племени баят одей, одейли (одейи). В них вероятно увидеть потомков телеского племени адйе, реконстрируемого как одей.
Согласно Я.И.Линденау, у Эллэя еще был сын Чэриктэй. Этноним Чэриктэй, если убрать окончание - тай, можно сопоставить с именем рода черик среди киргизов и бурят, чарук у азербайджанцев. Племя черик про¬живало в территории Семиречья до прихода туда киргизов. Черик - племя из 24-х огузских племен.
Существовал среди саха и род Ала, входивший в большой род Атамай. Следует подчеркнуть, что этноним алат в различных вариантах зафиксирован у тюркоязычных народов Средней Азии: казахов, киргизов, узбеков, турк¬мен, как название отдельных родов (групп) в составе племен. Потомками алатов считают также племена али-эли в составе туркмен. Народ бома-алатов проживал в территории Прибайкалья и мог быть создателем курумчинской культуры, приписываемого курыканам. Имя якутского рода Марха можно сопоставить с родом туркмен марха. В них можно увидеть потомков маркатов т.е. меркитов, которые участвовали в великом переселении племен на Запад в X в.
Название предков теле Гаогюй часть исследователей выводит от слова канк «телега», от него возникает этноним канглы/канлы [Аманжолов, 1959]. Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги [Абульгази, 1906]. Так Г.В.Ксенофонтов, предполагал тождество канглы с гаогюйцами-уйгурами. Он их считал предками кангаласов – основного, властного рода саха [Ксенофонтов].
Так используя слово «канкали», Э.Паркер имеет в виду народ, известный китайцам во времена хунну как динлин или тиклик, при Тоба как «высокие телеги», во времена тюрков как «уйгуры», а во времена монголов как канкли – тюркское слово, означающее «телега» [Паркер, 2008, с. 119].
Среди саха имеется улус под именем Байагантай, среди огузов один из основных племен байандур. У саха есть и род под названием байды. Племя баят активно участвовала в этногенезе огузских народов, там они являются аристократическим племенем. Баятами иногда называют тюркоязычный народ кашкайцев, проживающий в Иранском Азербайджане. Баяты - один из крупных племен ойратов в нынешней Монголии. Алтайские племена имеют собственное самоназвание и то же время также зовут некоторых из их как "паят, паяттар" (конечно не всех алтайцев-ойратов).
Фольклорист А.А.Саввин часто употребляемое в олонхо слово «саха байааттар» или «саха байаан» сравнивал с названием туркменского племени баят. В олонхо якуты называют себя «саха байааттар» или «саха байаан». Это утверждение нам представляется весьма примечательным, ибо у многих кочевых тюркских племен разделение на черную и белую кости, было обычным явлением. Словом «байан» обозначалось божество Нижнего мира женского пола (в противоположность «байат» - божеству Верхнего мира мужского пола). «Байан» - несколько раз встречается в китайских источниках. Объединяющей основой обоих слов является корень, воспринимавшийся в значении «богатый, благообеспеченный» [Каржаубай, 2002, с. 171].
Крупным родом саха к приходу русских были батулинцы, многие роды саха являются их ответвлением. Среди бурят к приходу русских также имелись многочисленные батулинцы. Одна половина хоринских родов считается происходящим от ранее тюркоязычных батулинцев. Их Г.Н.Румянцев считал потомками найманов, которые до XIII в. обитали в территории Западной Монголии, куда были переселены хоринцы. Найманы считаются потомками сегиз-огузов. Так вот название батулу хотелось бы сопоставить с названием огузского племени бекдили, это название иногда пишут как байдили. С огузскими племенами саха в культовой практике объединяет почитание орла в качестве прародителя.
Следовательно, этнос саха не потомок огузского племени курыкан, а происходит от теле-огузских племен, оставшихся в территории Байкала. Язык саха отделился от огузских языков еще в VII в. и испытал сильное влияние монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, отсюда и существенные отличия между якутским и огузскими языками.
Родственность тюркских народов, их позднее ответвление от единого корня заставляет спорить исследователей тюркских стран и республик о принадлежности той или иной средневековой этнической группы к их этносу. К тому же схожие этнонимы, имена и названия есть у многих тюркских народов. Так мать основателя династии Хорезмшахов Теркен-хатун происходила из кыпчаков правящего в стране Югур племени уран, по другим канглы или байаут. По гипотезе казахского археолога С.М.Ахинжанова, термин уранкай мог быть истинным самоназванием народа кимак в арабо-персидских источниках. Кимаки в состав огузов вошли как племя кай. Напомню, что ураанхай это старинное самоназвание народа саха. Антропонимы (Кыран, Алп-Кара Уран, Теркен-хатун) и топонимы (Сыгнак, Уранхай) кыпчакского времени в Восточном Казахстане [Ахинжанов, 1989], свидетельствуют о близости языка его обитателей к якутскому языку, в отличие от половецкого языка.
Еще П.Ойунский топоним Арат Байгал упоминаемый в олонхо в качестве родины героя связывал с Аральским морем. А.И.Эверстов выражение Уот Кудулу Байгал – Огнедышащее море связывает с Аралом, где бывает явление горения. В.М.Никифоров имя предка прародителя саха Эллэя Хайаран проживавшего на юге в татарском городе, связывает с именем Кайр – хана, губернатора Отрара. Мы в аспирантский период, в своих трудах связывали прародину саха с кимаками-уранкаями. В генеалогии предков прародителя Эллэя упоминаются Аргын, Айаал, Туортугул, Мэйэрэм Суппу. Эти антропонимы повторяют родовой состав племени аргын казахов. Нам известно про существование этнонимов туртогуль, айе, байрам среди туркмен. Таким образом, прослеживается определенная связь родовых названий и имен прародителей саха с территорией кыпчакских степей, где они граничили с огузами. Среди саха по теории А.И.Гоголева имеется кыпчакский компонент, иркутский археолог В.С.Николаев протоякутскую усть-талькинскую археологическую культуру связывает с миграцией кимако-кыпчакских племен.
Надо ставить вопрос изучения этногенеза теле-огузских народов на основе комплексного изучения проблемы методами археологии, этнографии, генетики, сравнительного изучения языков и фольклора. Следовало бы с этой целью организовать экспедиции в районы предполагаемого этногенеза огузских народов: в Горный Алтай, в Забайкалье, в Монголию и Северный Китай. Огузоязычные народы Ближнего Востока, Средней Азии, Восточной Европы, Сибири имеют единых предков в лице теле-огузов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульгази. Родословное древо тюрков, пер. Г.С. Саблукова. – Казань, 1906. – с. 42.
Аманжолов С.А. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. - Алма-Ата, 1959. – 72 с.
Айдаров Г.П.. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века. – Алма-Ата, 1971. – 380 с.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.-Л., 1950. - Ч. I. – 380 с.
Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 320 с.
Каржаубай Сарткожаулы. Обьединенный каганат тюрков в 745- 760 годах. – Астана «Фолиант», 2002. – 220 с.
Ксенофонтов Г.В. Материалы к II Тому «Ураанхай-сахалар». Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.7, ед.хр.32.
Окладников А.П. История Якутской АССР. ¬– Т. I. Якутия до присоединения к русскому государству. – М.; Л., 1955. – 295 с.
|