Маленький шедевр Кёнеургенча  

Мавзолей Наджмеддина Кубра, безусловно, самая главная святыня Кёнеургенча - одного из старейших туркменских городов, который до XIII века был столицей великой империи Хорезмшахов. Почти в центре современного города находится мемориальный комплекс в непосредственной близости от исторического здания Даш-мечети, где сейчас располагается музей, и мавзолея Маткерим-ишана. С него, собственно, и начинается паломничество-зиярат, так как от этого памятника, возведенного в конце XIX века, идет тропа к основным объектам паломничества.

Этот заповедный уголок города является обширным средневековым кладбищем. По одной из легенд, когда в 1221 году монгольские захватчики брали штурмом непокорный Гургандж (так назывался город при Хорезмшахах), знаменитый шейх Наджмеддин Кубра, теоретик и практик исламского мистицизма, основатель суфийского ордена «кубравийа», вместе со своими учениками мужественно встал на защиту родного города. Все они героически погибли. На месте их гибели и было основано кладбище, где ныне высятся мавзолей самого Наджмеддина Кубра, а также еще два мавзолея, известных как Султан Али и Пирйар Вели. К ним примыкает отдельная могила юноши Джамильджана - любимого ученика Наджмеддина Кубра. Эти памятники составляют наиболее посещаемый участок историко-культурного заповедника, который в 2005 году был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и большинство памятников Кёнеургенча, мавзолей Наджмеддина Кубра имеет свою легенду. Кроме того, об этом святом создан народный роман-жизнеописание, который встречается в виде рукописных книг. При скудности документальных источников об истории и культуре этого региона он представляет огромную ценность для ученых и содержит фольклорные сведения о некоторых исторических памятниках. Легенда о возведении мавзолея в память о прославленном шейхе встречается отдельно, а также в рукописных вариантах.

Первоначально, в XIII веке, его мавзолей представлял собой однокамерную отдельно стоящую купольную гробницу - гурхану, возведенную над местом погребения или, скорее всего, местом гибели Наджмеддина Кубра. В центре зала стояло надгробие - сагана и рядом с ним четырехгранная призма двухметровой высоты, отмечающая, как принято считать, место захоронения или падения отрубленной головы шейха. Спустя почти сто лет, когда в Ургенче правил золотордынский наместник Кутлуг-Тимур, к этому залу пристроили вестибюль-дехлиз, два боковых зала и высокий портал - пештак, а также появилось майоликовое убранство самого надгробия и стоявшего рядом столба. Вот эта роскошная облицовка глазурованными фаянсовыми панно, выполненная в первой половине XIV века, и является маленьким шедевром, подобного которому больше нет на территории Туркменистана. Более того, это один из лучших образцов восточной майолики, который, как больше 80 лет назад написал известный востоковед Андрей Якубовский, благодаря своим формам и орнаментальным композициям заслуживает отдельного исследования.

И вот сегодня специалисты Национального управления Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры впервые вплотную занялись не только исследованием, но и реконструкцией поистине неповторимого произведения искусства старых мастеров Хорезма. Его художественным достоинствам уделяли внимание едва ли не все ученые, занимавшиеся этим памятником. Наиболее емкую характеристику дал работавший здесь полвека назад доктор архитектуры Иосиф Ноткин (Израиль): «Роспись надгробия в стилизованной манере раскрывает целый мир растительных узоров среднеазиатской флоры. Мелкая графическая россыпь завитков, заполняющая свободные поля плиток, сближает это монументально-декоративное произведение искусства с орнаментальным покровом бытовой керамики. В преобладающей гамме голубовато-синих цветов соседствуют желтый, красный, салатный, коричневато-черные цвета. Техника подглазурной росписи смягчает сочетание нескольких цветов. Часть плиток расписана глухими ангобными красками с применением листового золота. Наряду с гладкой встречается рельефная майолика. В надгробии мавзолея ¬ Наджмеддина Кубра хорезмские художники-керамисты показали все лучшее, чем они владели в этой области искусства к 40-м годам XIV века».

Случилось так, что лет шестьдесят назад столб вместе с надгробием вдребезги разбил рухнувший купол гурханы. Долгие годы уцелевшие остатки былого великолепия лежали под открытым небом, портились от дождя и снега. Только в начале 80-х провалившийся купол был восстановлен, но понадобилось еще почти тридцать лет, чтобы начались работы по реставрации самого надгробия. Проект туркменских специалистов получил поддержку Фонда посла США в рамках международной программы «Сохранение культурного наследия» и вот уже второй год идет кропотливая работа по воссозданию сохранившихся частей облицовки из нескольких сотен крупных и совсем мелких фрагментов.

«Результатом нашей работы, - говорит менеджер проекта, архитектор Деркар Довлетов, - должна стать полноценная реконструкция внешних форм надгробия и призмы и реставрация всех дошедших до нас участков их майоликовой облицовки, что позволит представить их широкой публике и сделать доступными для дальнейшего научного изучения. Кроме того, планируется создать виртуальную цветную реконструкцию первоначального вида этих произведений исламского искусства. Надеюсь, наш опыт обогатит мировую практику реставрации и консервации средневековой облицовочной керамики». Один из главных исполнителей проекта - молодой реставратор Мерет Чарыев, не так давно окончивший Государственную академию художеств Туркменистана. Этот памятник был темой его дипломной работы и с тех пор мечта осуществить свой замысел не покидала его. Ценную методическую и консультативную помощь оказывает рабочей группе опытный реставратор керамики из Санкт-Петербургского музея истории религии Татьяна Шапошникова. Очень скоро богатейшая облицовка надгробия Наджмеддина Кубра снова, как и столетия назад, засияет своей красотой и позволит паломникам и туристам не только впервые увидеть её, но и сполна оценить качество труда реставраторов. Руководствуясь современными международными нормами в сфере сохранения памятников прошлого, они делают свое дело на строго научной основе, являя пример достоверной реконструкции оригинала. Сохранить аромат древности куда важнее, чем сделать копию в погоне за дешевым эффектом - вот принцип, свидетельствующий об ответственном отношении к реликвии, с которой реставраторам приходится иметь дело в Конеургенче.

Руслан МУРАДОВ,
Национальное управление по охране, изучению
и реставрации памятников истории и культуры,
фото из архива автора

Источник: Туркменистан - Золотой Век

Назад

Hosted by uCoz