Гунны  

ГУННЫ, этнос, возникший на основе северной группировки тюркоязычных хунну – наиболее энергичной части этого центральноазиатского народа. Откочевав в районы Урала и Северного Прикаспия, гунны вобрали в себй многочисленные финно-угорские и болгарские орды. Начавшаяся взаимная ассимилиция, привела к образованию в конце III – начале IV вв. нового этноса. Поэтому, Л.Н. Гумилев и предложил назвать бывших северных хунну – гуннами.

Гунны делились на многочисленные племена, которые обнаруживают параллели с названиями туркменских племен: а к а ц и р ы (огузо-туркм. а г а ч э р и – «лесные люди»), влившиеся в состав Сельджуков и игравшие большую роль в туркменском государстве Ак-гоюнлы. Акациры занимали степи Восточной Европы, где составили племенной союз. Император Феодосий II (408-450 гг.) желал привлечь их на сторону Византии против других гуннских племен. Для этого он отправил им дорогие подарки. Однако царь Гуннов Аттила узнал об этом и, устранив непокорных, поставил в 448 г. над ними своего сына Эллака.

Другое гуннское племя – с а в и р ы, упоминалось еще во II в. Птолемеем в районе Прикаспия. Согласно Стефану Византийскому, савиры именовлись также сапирами, и жили они во восточному и западному Каспийскому побережью. С их именем отождествляли название Сибири. После распада Гуннской империи, савиры на первых порах играли ведущую роль в Хазарском каганате. Племенное название савиров было популярно среди собственных туркменских имен (Сабур, Сувар, Суварджик, Сабыр-хан – язырский вождь), а также сохранились в качестве этнонима у гекленов (род сувар). Происходит от тюрского «сап» (соединять) + эр, т.е. «соединяющий, объединяющий».

По данным письменных источников в составе гуннов имелись и следующие племена: ультизуры, уроги, биттогуры, оногуры, кутригуры, утигуры, сарагуры, бардоры, садаги. По мнению тюркологов, названия о г у р и о г у з представляют собой варианты одного и того же слова, различающегося фонетическим соответствием р – з, характерным для некоторых тюркских языков. Поэтому названия племен расшифровываются следующим образом: оногуры (он-огузы – «десять огузских родов»), кутригуры (отуз огуз – «тридцать огузских родов»), сарагуры – (сары огузы – «желтые огузы»), биттогуры (бяш огузы – «пять огузскх родов»), утигуры (уч огузы – «три огузских племени»). Уроги же сближаютсяс с огузским племенем урегир и юрюками Турции, бардоры – с баяндырами, садаки – с туркменским садрак, садыр – (човдурский род), сатыклы – сатак или («народ сатыков») – подразделение туркмен-карадашли. Самым главным племенем гуннов называют х а й н и д о в, а весь союз х а й л а н д у р к, т.е. к а й ы-т ю р к и. Известно, что у огузов-туркмен самое главное племя, стоявшее во главе всего союза, были кайы – из них происходили цари.

Как и огузы, гунны разговаривали на западных диалектах тюркского языка и являлись их ближайшими родственниками. Гунны сыграли больщую роль в политической и этнической истории народов Восточной и Центральной Европы, оставив заметный след в мировой истории.

О. Гундогдыев

Историко-культурное наследие Туркменистана
Под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова
UNDP, Стамбул, 2000 г.


К Родословной туркмен

Hosted by uCoz