Образование первых бейликов  

Образование первых бейликов. Развал государства малоазийских Сельджукидов во второй половине XIII в. и изменившаяся ситуация в державе Хулагуидов на рубеже XIII-XIV вв. создали благоприятные возможности для появления на территории Анатолии ряда небольших эмиратов - бейликов. Формально они сохраняли зависимость от монгольских наместников и правителей Коньи, выплачивая им ежегодно определенную сумму податей, но фактически довольно скоро превратились в самостоятельные государственные образования. Этот процесс обозначился прежде всего в уджах, где сосредоточилась большая часть кочевых и полукочевых племен, незадолго до этого переселившихся в Малую Азию. Побывавший в этих районах в конце XIII в. известный путешественник Марко Поло так описывал население уджей: "Туркмены чтут Мухаммеда и следуют его закону; люди простые и язык у них грубый. Живут они в горах и на равнинах, повсюду, где знают, что есть привольные пастбища, так как занимаются скотоводством". По свидетельству наблюдательного итальянца, туркмены составляли основную массу сельского населения, тогда как в городах преобладали греки и армяне, занимавшиеся торговлей и ремеслами.

У племен, живших на границах Конийского султаната, сложился определенный военно-кочевой быт: часть соплеменников несла военную службу, другие пасли скот, занимались домашними промыслами. Практически все жители уджей были вооружены - постоянные стычки с соседями из-за пастбищ и угона скота, набеги с целью грабежа или захвата новых земель составляли неотъемлемую часть их каждодневной жизни. Внутреннее управление в уджах отличалось патриархальной демократичностью. Как правило, местные правители - беи - избирались на советах племенной знати и выступали преимущественно в роли военных предводителей. В качестве ближайших сподвижников бея подвизались его родственники - сыновья и братья, которых он назначал управителями захваченных городов и крепостей. Постоянное участие в военных экспедициях сплачивало население уджей и превращало в послушное орудие в руках их вождей. Общему единению способствовала деятельность странствующих мусульманских вероучителей - "баба", выступавших активными проповедниками войны с "неверными". В целом ситуация в пограничных уджах напоминала те порядки, что сложились в Малой Азии в ходе первого вторжения тюркских племен.

Большинство первых бейликов начало свое самостоятельное существование на землях, отвоеванных у "неверных"; это Караман, Ментеше, Чобан. Другие княжества сложились на землях, отведенных их вождям сельджукскими или монгольскими властями; позже, воспользовавшись политической обстановкой, местные эмиры порвали связи со своими сюзеренами и стали независимыми правителями. Так возникли бейлики Эшреф, Гермиян и Хамид. История княжеств Караман, Ментеше, Гермиян известна лучше, ибо они оказали наиболее существенное влияние на дальнейший ход турецкой истории.

Бейлик Караман сложился в предгорьях Тавра к северу и западу от Киликийской Армении. Интересное свидетельство о ранней истории этого княжества оставил армянский летописец XIII в. Смбат Спарапет. Рассказывая о событиях 1263 г., он записал, что "появился некий Хараман из рода кочующих племен исмаильтян (т.е. мусульман), и присоединились многие из его племени, и потребовал он, чтобы величали его султаном. Он сделался настолько сильным, что румский султан Рукн-еддин [Кылыч-Арслан IV ] не осмеливался возражать ему. Хараман захватил в свои руки большинство областей с крепостями и стал сильно притеснять Исаврию и Селевкию [области к северу и западу от Киликии ], пленив жителей. Он дважды разгромил войска царя Гетума, охранявшие границы". Наибольшую известность приобрел его сын Мехмед, завязавший тесные связи с Бейбарсом. Поддержав восстание Джимри, он стал при нем фактическим правителем Коньи. С именем Мехмеда Караманоглу связывается и первая попытка перевода канцелярского делопроизводства с персидского языка на язык "тюрки". Монгольские наместники неоднократно предпринимали походы в земли Карамана, но несмотря на тяжелые поражения княжество продолжало существовать. При преемниках Мехмед-бея оно значительно расширилось. В 1308 г., вновь завладев Коньей, караманские эмиры открыто заявили о своих претензиях стать преемниками сельджукских султанов.

Сын сельджукского наместника в Сивасе Ментеше Челеби начал действовать как вассал Карамана, но затем основал собственное княжество в юго-западной части Малой Азии на территории византийской провинции Кария. Само расположение бейлика - на значительном удалении от монгольских властей и по соседству с владениями византийцев, генуэзцев, венецианцев на побережье Эгейского моря - определило и характер действий эмира и его преемников. Они были направлены на расширение зоны влияния Ментеше в Западной Анатолии и одновременно на получение доходов от левантийской торговли. Свои замыслы наследники основателя бейлика сумели реализовать лишь отчасти. Им удалось установить контроль над землями южнее р. Метеше, Чобан. Другие княжества сложились на землях, отведенных их вождям сельджукскими или монгольскими властями; позже, воспользовавшись политической обстановкой, местные эмиры порвали связи со своими сюзеренами и стали независимыми правителями. Так возникли бейлики Эшреф, Гермиян и Хамид. История княжеств Караман, Ментеше, Гермиян известна лучше, ибо они оказали наиболее существенное влияние на дальнейший ход турецкой истории.

Бейлик Караман сложился в предгорьях Тавра к северу и западу от Киликийской Армении. Интересное свидетельство о ранней истории этого княжества оставил армянский летописец XIII в. Смбат Спарапет. Рассказывая о событиях 1263 г., он записал, что "появился некий Хараман из рода кочующих племен исмаильтян (т.е. мусульман), и присоединились многие из его племени, и потребовал он, чтобы величали его султаном. Он сделался настолько сильным, что румский султан Рукн-еддин [Кылыч-Арслан IV ] не осмеливался возражать ему. Хараман захватил в свои руки большинство областей с крепостями и стал сильно притеснять Исаврию и Селевкию [области к северу и западу от Киликии ], пленив жителей. Он дважды разгромил войска царя Гетума, охранявшие границы". Наибольшую известность приобрел его сын Мехмед, завязавший тесные связи с Бейбарсом. Поддержав восстание Джимри, он стал при нем фактическим правителем Коньи. С именем Мехмеда Караманоглу связывается и первая попытка перевода канцелярского делопроизводства с персидского языка на язык "тюрки". Монгольские наместники неоднократно предпринимали походы в земли Карамана, но несмотря на тяжелые поражения княжество продолжало существовать. При преемниках Мехмед-бея оно значительно расширилось. В 1308 г., вновь завладев Коньей, караманские эмиры открыто заявили о своих претензиях стать преемниками сельджукских султанов.

Сын сельджукского наместника в Сивасе Ментеше Челеби начал действовать как вассал Карамана, но затем основал собственное княжество в юго-западной части Малой Азии на территории византийской провинции Кария. Само расположение бейлика - на значительном удалении от монгольских властей и по соседству с владениями византийцев, генуэзцев, венецианцев на побережье Эгейского моря - определило и характер действий эмира и его преемников. Они были направлены на расширение зоны влияния Ментеше в Западной Анатолии и одновременно на получение доходов от левантийской торговли. Свои замыслы наследники основателя бейлика сумели реализовать лишь отчасти. Им удалось установить контроль над землями южнее р. Меандр (Большой Мендерес). С помощью местных греческих моряков был создан собственный флот. Его назначением были не столько торговые перевозки, сколько пиратские операции в Эгейском море. Однако активность пиратов Ментеше оказалась вскоре скована противодействием рыцарей Ордена госпитальеров (иоаннитов), обосновавшихся в 1306-1309 гг. на о. Родос и посвятивших себя борьбе с мусульманским присутствием в Средиземноморье.

Как и Ментеше, бейлнк Гермиян сложился на базе западного пограничного уджа, соседствовавшего с владениями Никейской империи. Еще в начале 40-х годов гермиянцы были использованы для подавления восстания Баба Исхака. Спустя два десятилетия их переместили на запад, к Кютахье, чтобы противодействовать местным туркменским вождям из бейлика Денизли, который был уничтожен монголами после восстания Джимри. В начале 80-х годов гермиянские эмиры сами выступили против правителей Коньи. Укреплению нового бейлика в немалой степени способствовали внешние обстоятельства, в частности крах Латинской империи и воссоздание Византийской империи в 1261 г. Вновь утвердившиеся в Константинополе Палеологи сосредоточили все свое внимание на сохранении балканских владений. Оборони-тельная система, существовавшая до этого времени в западных районах Малой Азии, пришла в упадок и не могла более сдерживать напор тюркских кочевников - "отчаянных воинов", по определению арабского автора XIV в. Успешные походы гермиянских военачальников на византийские земли подняли престиж княжества и позволили существенно расширить его территорию. В начале XIV в. бейлик располагался на землях, простиравшихся от Филадельфии (Алашехира) на юге до Анкары на севере и Кыршехира на востоке.

В отличие от первых трех княжеств эмират, управляемый наследниками Хюсамеддина Чобана, предводителя экспедиции в Крым, просуществовал недолго. Он сложился на базе северо-западного уджа, занимавшего важную в стратегическом отношении территорию между Никейской империей и Трапезундом. Его вожди часто выступали в качестве предводителей местных "гази". Они также активно участвовали в сложной политической борьбе между различными претендентами на султанский престол в Конье, помогая то одному, то другому представителю династии Сельджукидов поддерживать связи с Константинополем и Трапезундом. Эта деятельность не прошла мимо внимания монгольских властей в Анатолии. В 1291 г. монголы помогли предводителю небольшого отряда Шемседдину Яману Джандару разделаться с последним эмиром из рода Чобанидрв и создать собственное княжество на захваченных землях.

Источник: www.turkey-info.ru


К Правящим династиям



Hosted by uCoz