Баяты  

В Бурдалыкском, Когановическом, Чарджоуском, Дейнауском районах Туркменской ССР проживают представители значительного в прошлом туркменского племени Баят (Баяут, Беят). В 1931 году был послан в эти районы житель Серахского района, аула Караман Юсуп Егенмурадов для выяснения места расселения представителей племени Баят и производства записей рассказов и шеджере по истории этого племени.

Егемурадов записал на месте со слов рассказ Ноубат Новруза - жителя аула Сакар-Чирлак, участка Ходжа-Кала Когановического района (бывший Старо-Чарджоуский район), старика 80 лет. По записям Егенмурадова о Баятах сообщается следующее:

"Туркмены племени Баят делятся на две части: Как и Баят, (1) из коих. Как считаются старшими. По этому поводу имеется легенда, что во времена Гун-хана - старшего сына Огуз-хана, на всех народных торжествах на самом высоком (почетном) месте сидели представители Каи. С тех пор в народе сохраняется поговорка "Глава народа Каи-Баят". (2)

Из более мелких подразделений Баят известны Сакар-Чарлак, Халдар, Агар, Ои-Деин.

Баяты пришли в Чарджоускую группу районов 200 лет тому назад. После того как они прожили здесь 105 лет, они часто подвергались притеснениям со стороны народа Сакар-Чарлак и были вынуждены переселиться в Хиву. Там они прожили около 20 лет, затем опять вернулись в Чарджоу и его районы, где и живут до сих пор (1931 г.).

Племя Баят признают Салыров своими родственниками (близким племенем). Объясняют родство тем, что со времени прихода Баят в Чарджоу они жили с салырами по соседству и большинство общих дел (вопросов) решали по обоюдному согласию.

Мелкие аулы племени Баят, проживающие в Когановическом районе: Сакар-Чарлак, Каты-Арык, Кушбеги, Хал-Дар, Яссы-Депе, Таза-Арык, Меркуш. В Дейнауском районе: Агар, Одеи, Эшекчи-Баят. В Бурдалыкском районе, в ауле Баят насчитывается до 800 кибиток баятцев. (3) В Дейнауском и Когановическом районах - по 1000 кибиток.

(...) Бытовое положение женщин племени Баят одинаково с положением женщин из племен: сакар, салыр, каркын, эски. Например, женщины носят "достар" - подобие шарфа, который накидывается на голову под платок и им обвязывают шею; "достар" в большинстве желтого цвета. Ходят на поминки ("патта") (4) к Сакарам, Каркын, Эски, Салырам. Вследствие же того, что Баяты долгое время жили по соседству с узбеками, они подверглись влиянию последних в быту.

Все перечисленные аулы Баят имеют между собой постоянную тесную связь, общаясь на свадьбах, поминках и т.д. Кроме того, в прошлом они поддерживали друг друга на случай войны с внешними врагами. (...)

В пределах Туркменской ССР представители племени Баят встречаются, помимо районов, упомянутых Егенмурадовым, среди Геоклен (Каракалинский район), часть их проживает в Каракульском районе Бухарской области Узбекской ССР. (5) В этом, последнем, целый ряд кишлаков сохраняет названия прежних родовых делений туркмен: Караул, Кара-Ид, Ходжаляр, Чага-Таи, Джалаир и Миришкор, Ургенчли, Шагал, Арчин, Чалдыр, Араб-Абдал, Джигачи (или Ассия), Кара-Ходжа и др.

В Азербайджане Баяты появились в XIII веке с Мангышлака, но часть из них вернулась в Закаспий. (6)

Среди населенных пунктов Средней Анатолии (Нихал, Ахмед, Наджи - названия туркменских земель в Анатолии на турецком языке), в районах Сюйрехи, Сивас, Бейазит, Ады-Ямана, Лефке, Билнджира, Купан, Сенджира, Баликсира, Сумана, Эльмалы, Сендыклы, Катайхен, Алтунташ, Экскишар, имеется 16 аулов, сохраняющих название Баят.

Грум-Гржимайло Баяутов (Баят) относит к одному из древних туркменских племен (VI-VII вв.). По списку М.Кашгарского (XI в.) Баят значатся на 9-м месте среди туркмен-огузов. (...)

По данным иранских и хивинских хроник (XVI-XIX вв.) о Баятах имеются следующие данные:

В 1554/1555 гг. во время восстания на Гургене туркмена Аба, шах Ирана послал против него войско, в составе которого находился и Сеиф-Бек, Баят. В 1591 г. часть Баятов проживала около крепости Нишапур в Иране (булюк Маадана). В то время вождями этой группы Баятов были: Махмуд-Султан, сын Баба-Ильяса, Огурлю-Султан - правитель Буджнурда, Шах-Кули-Султан.

В 1593 г. Шах-Берды - один из ханов Буджнурда, восстал против шаха Ирана и разбил Баятов во главе с правителем Буджнурда Огурлю-Султаном, когда последний пришел в местечко Буджнурд для сбора войск и реквизиции. После этого события шах Ирана Тахмасп прибыл к Баятам, "которые за сражение с Шах-Берды ханом заслуживали самых разнообразных наказаний (...)". Шах-Кули-Султан, брат Огурлю-Султана, управляющий племенем Баят вместо последнего, обратился к шаху (Ирана - Ред.) с просьбой простить им проступок... В благодарность за шахскую милость племя Баят преподнесло шаху 3000 коней и кобылиц баятской породы, которые среди кизилбашей пользовались доброй славой, и 3000 туманов чистым золотом. И то и другое с большой охотой в виде подношения и уплаты штрафа в казну. Часть Баятов в 1595 г. несла охрану крепости Исфериан (Иран), но затем, по своей слабости, они были отстранены от этой обязанности.

В 1598 г. шах передал управление Нишапура Мирзе-Мухаммед-Султану из племени Баят, который был правителем Сабзевара. В 1617 г. Баяты Нишапура были разграблены Назар-Тугаем, узбеком, посланы туда Имамкули Ханом Хивинским.

В 1628 г. правителем Нишапура был Байрам-Али Султан из племени Баят. После него, при Надире, правителем Нишапура был назначен фахт Али-хан, тоже из Баятов.

В 1732-1738 гг. Надир-шах переселил в Хорасан 2000 Баятов, проживавших до этого в 8-ми фарсахах от Каркука (в районе Багдада, Ирак). В 1740 г., возвратившись из Индии в Мерв, Надир-шах казнил 7 главных сановников и правителей. Они намеревались убить Надира и посадить на престол его сына - Риза-Кули. В числе казненных был и Рахман-Кули-Султан - "Баят, занимавшийся сбором причитавшегося в казну урожая". В 1744 г. Ходжи-Сеифуддин-хан (Баят) был заведующим финансовой частью всего Хорасана при Надир-шахе. В Нишапуре, вместе с Баятами жили курды и кераи. В 1747 г., в год убийства Надира, у Баятов Среднего течения Аму-Дарьи правителем был Джафар-хан. В 1847 г. часть Баятов проживала в районе Буджнурда. 25-ю годами раньше, часть племени Баят вместе с салырами проживала в Каракольском районе (Бухара) откуда ими были даны сарбазы Мухаммед-Рахим-хану Хивинскому, находившемуся около Чарджоу на правом берегу Аму-Дарьи, во время его похода в 1821 г. в Бухару. Ромаскевич А.А. отмечает, что в Назарыме жили туркменские племена: Эски, Чаудоры, Нургакли и Илиджек. (7) Этот же автор помещает о Баятах следующую справку:

"Баяты - тюркское племя, появившееся в Иране, надо полагать, как и другие большие тюркские племена, лишь в эпоху монголов, хотя уже одно из племен огузов называлось "Баят". По словам Эскандера Мунши ("Тарых-алям-ара", с. 301), племя Баят жило в Хорасане к северу от Нишапура, в булюке Кадана. В преданиях тюркских племен, зафиксированных Рашид-ад-дином ("Введение" издание И.Березина), происхождение этого племени возводится к Баяту - внуку Огуз-хана. В эпоху Сефевидов представители этого племени при дворе считались родовой аристократией.

В настоящее время это племя живет небольшими группами в разных частях Ирана. Часть Баят входит в состав племени Кашгаев на юге Ирана, другая часть живет в Азербайджане и в окрестностях Тегерана".

Примечания
1. Часть Каи вошли в племя туркмен-геоклен.
2. Об этом у Абуль-гази (XVII в.) и других ранних авторов говорится, что Каи и Баят жили вместе (Авт.).
3. По данным, полученным мною в 1934 г. из Бурдалыкского района, там, в ауле Баят баятцы делятся на следующие роды: Арык-Ягаш, Кай-Баят, Тувар и Гок-Баят (Авт.).
4. Участие в поминальных церемониях, - этнографически, - показатель родства племен. Ред.
5. В Каракульском районе проживают туркмены: Чандыр - 1000 человек Уа - 1080 человек, Каракуль - 355 человек, Амир-Али - 1825 человек, Саят - 205 человек, Баят - 1080 человек и Салыр - 95 человек (См. "Современный кишлак Средней Азии", вып. II, Ташкент, 1927, с. 14).
6. Сообщено А.Н.Фитуни (авт.)
7. Выше приведенные сведения использованы Г.И.Карповым из фундаментального двухтомника "Материалы по истории туркмен и Туркмении", составленном из хивинских, иранских хроник. Ред.

Источник: Г.И.Карпов "Родоплеменной состав туркмен"


БАЯТ, огузское племя, стоявшее вместе с кайы во главе всех 24-х огузских племен – «иль баши кайы-баят». Древние авторы называли сармато-меотский союз племен «баита» (маита, меоты). Окончательное выяснение этого факта может послужить доказательством массагетского происхождения племени баят. В огузской традиции Баят – третий сын Гюн-хана и внук Огуз-хана. Этимологически близок к этнониму баяндыр. Переводится как «счастливый и полный благодати», «богатый» и может восходить к древнему «Бог».

Баяты играли важную политическую роль в Сельджукском государстве. Их массовое переселение в Иран, Малую и Переднюю Азии, Закавказье заметно отразилось на местной топонимике – до сих пор сохранились географические названия, образованные от имени этого племени. Баяты, но уже под названием «боуты» жили отдельными поселениями в Киевском государстве.

Топонимы Баят, баят-хаджи обнаруживаются в Туркменистане. Существует и современное туркменское племя баят, а также род баят в составе гокленов.

О.Гундогдыев

Историко-культурное наследие Туркменистана
Под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова
UNDP, Стамбул, 2000 г.


К Родословной туркмен



Hosted by uCoz