Животные в скульптуре и в жизни древнего населения Туркменистана  

Жизнь людей, населяющих в далеком прошлом территорию древнего Туркменистана, была тесно связана с животными, которые давали человеку и пищу, и шерсть, и шкуры для одежды, и тягловую силу. Большое значение животных в жизни людей в то время находит свое отражение в искусстве. При раскопках памятников древних культур обнаружены скульптурные изображения различных животных. Особенно много глиняных фигурок животных найдено при вскрытии хорошо известного памятника эпохи бронзы — Алтын-депе, раскопки которого на протяжении нескольких лет ведутся В. М. Массоном.

Один из наиболее часто встречающихся мотивов — изображение барана или овцы. Сделанные из глины фигурки этих животных обычны в археологическом материале из памятников древних земледельческо-скотоводческих культур. Мелкий рогатый скот в Туркменистане появляется еще в эпоху неолита, за 6—7 тыс. лет до н. э. Но наиболее ранним домашним животным была коза, которая, возможно, одомашнена еще в более древнюю мезолитическую эпоху. Целого скульптурного изображения этого первого домашнего животного не найдено, но из материалов джейтунской культуры известны фрагменты глиняных рогов “козьего” типа. Следует отметить, что древний художник, создавая изображение козла, мог иметь в виду не домашнюю форму, а дикого безоарового козла, обитающего в горах Копетдага и являющегося одним из главных объектов охоты народов Южного Туркменистана на протяжении длительного периода. Так, древние обитатели недавно открытой неолитической стоянки Песседжик у г. Ашхабада (раскопки О. С. Лол-лековой) питались в основном мясом безоарового козла. Костные остатки его преобладают в остеологическом материале этого поселения. Охотились на безоарового козла и жители Алтын-депе во все периоды эпохи бронзы. Безоаровый козел был родоначальником домашней формы козы, являющейся основным, а у некоторых древних культур и единственным видом скота, но с началом эпохи бронзы в жизни народов Туркменистана первенствующее значение приобретает домашняя овца. Древние скотоводы Туркменистана разводили крупных овец, которые мало отличались по своему размеру от живущих в горах Копетдага муфлонов.

Помимо глиняных фигурок мелкого рогатого скота, в изобразительном искусстве древних народов Туркменистана представлены скульптуры более массивных животных, которых, несомненно, следует считать изображением быка. Крупный рогатый скот в Туркмении появляется в эпоху бронзы. По своему значению в жизни людей того времени он явно уступал мелкому рогатому скоту. Костные остатки крупного рогатого скота в древних памятниках Туркменистана встречаются в значительно меньшем количестве, чем кости овец и коз, причем большая часть костей коров принадлежит взрослым и даже очень старым особям, что позволяет предположить, что этих животных содержали в небольшом количестве и употребляли скорее для транспортных целей и как молочный скот, а не мясной. Возможно, содержание крупного рогатого скота ограничивалось отсутствием подходящих выпасов и могло быть доступно только относительно зажиточной группе древнего населения, хотя бык для всех был явно желанным видом домашнего животного. Об этом может свидетельствовать и известная находка золотой головы быка в одном из погребений памятника Алтын-депе.

Скульптурные изображения головы верблюда неоднократно встречались при раскопках памятника эпохи бронзы Алтын-депе. Найдена даже миниатюрная глиняная повозка с головой верблюда (древний художник изобразил запряженного верблюда). Наиболее ранние костные остатки этого животного также встречаются уже в эпоху ранней бронзы, 5 тыс. лет тому назад, значительно раньше, чем появляется в Туркменистане лошадь. В современный период на территории Туркменистана разводят одногорбых верблюдов. Отнесение единичных ископаемых остатков из памятников Туркменистана к одногорбому или двугорбому верблюду крайне затруднительно, но, предположительно, фрагменты некоторых костей были отнесены к двугорбой форме. Это предположение (подтвердилось находкой в Алтын-депе глиняной фигурки верблюда с двумя горбами. Значит, древнее население разводило не одногорбых, а двугорбых верблюдов.

Предковая форма двугорбых верблюдов сохранилась до настоящего времени в пустынях Монголии. По внешнему виду дикие двугорбые верблюды значительно отличаются от домашних. Они относительно более легкие и высоконогие и имеют маленькие горбы. Двугорбые верблюды обитают в сухих, но прохладных регионах, тогда как одногорбые верблюды—обитатели жарких засушливых зон. Одногорбый верблюд экономически выгоднее, так как быстроходнее двугорбого и обладает большей молочной продуктивностью. Одомашненный в Африке или Аравии, одногорбый верблюд появляется на территории Туркменистана значительно позднее двугорбого, остатки которого встречаются в археологических памятниках этой территории вплоть до средневековья.

При раскопках Алтын-депе найдено много глиняных фигурок собак. Все они изображают относительно квадратное, крепко сложенное животное с укороченной массивной мордой, слабо выраженными ушами и торчащим вверх коротким хвостом. Судя по костным остаткам собак, обнаруженных в этом памятнике, можно сказать, что это были крупные или среднего роста животные с мощными челюстями и укороченной мордой. Тип собаки в эпоху бронзы соответствовал ее скульптурному изображению. Своеобразное изображение слабо выраженных ушей можно считать как принятым в скульптуре этого животного стилем, так и реалистическим выражением формы верхней части головы собаки с частично отрезанными ушными раковинами. Поднятый вверх обрубок хвоста позволяет предположить, что хвост у собак в то время копировался (отрезался).

Обычай купирования хвостов и ушей крупным собакам, охраняющим стада овец от волков, встречается и сейчас на территории Туркмении и Кавказа (туркменские и кавказские овчарки). Волки южных районов Евразии значительно мельче волков лесных и полярных районов, поэтому крупные собаки могут вступать с ними в единоборство. Считается, что уши и хвост наиболее уязвимые места при схватке собак с волками, так как схватив собаку за ухо или хвост, волк держит ее, лишая возможности сопротивляться и самой нападать на противника.

Таким образом, глиняные фигурки собак из Алтын-депе являются непосредственным подтверждением данных остеологии о существовании в эпоху бронзы крупных собак крепкого телосложения и позволяют предположить, что это были в основном пастушьи овчарки, защищающие стада овец от волков.

Предположение о том, что уши собак купировались, как это изображено на скульптурах, лишний раз подтверждается находкой в одном из погребений Алтын-депе золотой головы волка. Уши здесь хорошо проработаны и даже несколько увеличены.

В заключение следует отметить, что подавляющее большинство найденных при раскопках древних памятников Туркменистана скульптурных изображений животных относится к домашним видам, что подтверждает главенствующую роль скотоводства в хозяйстве племен в эпоху бронзы.

Н. М. Ермолова
Заведующая лабораторией Института истории материальной культуры РАН.

www.ruslegend.ru


К Статьям и публикациям



Hosted by uCoz